Мельникова уходит, «Херсонес» возглавит протеже епископа Шевкунова

Мельникова уходит, «Херсонес» возглавит протеже епископа Шевкунова
Мельникова уходит, «Херсонес» возглавит протеже епископа Шевкунова — источники

Как стало известно “Примечаниям”, Светлана Мельникова планирует вернуться на должность гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В этой должности она проработала с 2010-го до 17 июня 2016 года — до назначения в “Херсонес Таврический” 29 июня 2016 года (трудовой договор истекает летом 2019 года). О грядущем переводе Мельниковой известно нашим источникам в правительстве города. Подтвердили информацию также археологи и сотрудники заповедника. По их словам, перевод директора “Херсонеса” во Владимир уже согласован Минкультом. Мельникова обсудила свой уход лично с главой Министерства культуры Владимиром Мединским во время его последнего приезда в Севастополь в начале ноября этого года. Информацию о переводе Мельниковой изданию "Медуза" также подтвердил источник в Минкульте. В пресс-службе заповедника информацию не подтвердили. “Такого приказа нет”, — сообщила пресс-секретарь Оксана Черненко. Аналогичный ответ про приказ дали и во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В то же время “Медузе” представитель музей заявил, что официально о возвращении Мельниковой должно быть объявлено в начале следующей недели. По словам наших собеседников, на посту директора севастопольского музея-заповедника Мельникову заменит Морозова Елена Александровна. 26 ноября она была представлена сотрудникам “Херсонеса” в качестве первого зама директора. Елена Морозова Сейчас Морозова указана как замгендиректора по научно-просветительской и экспозиционно-выставочной деятельности “Музейно-выставочный центр” Санкт-Петербурга (СПБ ГБУК “МВЦ”). Курирует проект “Россия — Моя История”, автором и идеологом которого является "духовник Путина" и вероятный преемник патриарха Кирилла епископ Тихон Шевкунов. Именно в рамках этого проекта в Херсонесе проводилось мультимедийное шоу, которое многим запомнилось установкой транспарантов с высказываниями различных деятелей — античности и современности. Против такого благоустройства высказались как севастопольцы, так и сотрудники “Херсонеса”. Сейчас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике директора нет, есть исполняющая его обязанности Мария Родина. Последний гендиректор Игорь Конышев ушел с должности 2 ноября. Увольнению предшествовало открытое письмо Мединскому от почетного президента музея, героя труда Алисы Аксеновой — она попросила министра исправить ошибку, которой, по ее словам, стало назначение на должность гендиректора музея Игоря Конышева. “За два года директорства И.В. Конышевым практически уничтожен творческий коллектив музея, — писала Аксенова. — В августе 2018 г. директор, упорно твердивший до этого фразу “науки в госзадании нет”, сократил все научные отделы и должности научных сотрудников музея”. По словам наших собеседников во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Мельникову там очень ждут. По иронии, в Севастополе ее обвиняют в том же, в чем и Конышева: в прошлом году бывшие сотрудники “Херсонеса” опубликовали открытое письмо, адресованное опять-таки Минкульту, в котором Мельникову и нескольких ее заместителей, аналогично истории во Владимире, обвинили в “зачистке” коллектива. Согласно тексту письма, новое руководство “Херсонеса” начало череду увольнений почти сразу. Ушло более 30 специалистов. “Среди такого типа руководителей, как бывшее Владимиро-Суздальское руководство, и распространено мнение, что куда эффективнее кардинально сменить штат, чем мотивировать и уживаться со старой командой”, — говорится в письме. В частности, уволены все, кто выражал несогласие с действиями Мельниковой в отношении музея-заповедника. Директор свернула несколько образовательных программ, ввела странный график работы “Херсонеса” до 17 часов. После этого времени попасть на территорию музея невозможно. Позже вход и вовсе сделали платным. Много нареканий у ученых и на текущую реконструкцию заповедника. По археологическому памятнику рассыпают щебень, прямо на руинах ставят трибуны и техплощадки, прокладываются дорожки, вообще не вписывающиеся в архитектурный облик. Все - ради культурных мероприятий, не имеющих отношения к науке и археологии. Зато в СМИ проходит красивая картинка: проект “Опера в Херсонесе” выглядит очень здорово и высокодуховно на фотографиях, но на деле организаторы наносят подобными мероприятиями урон культурному слою. Вес сценических конструкций и других атрибутов шоу, установленных на древних руинах, — около 500 тонн. Все это бывший заведующий филиалом “Крепость Чембало”, ныне старший научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Николай Алексеенко изложил в письме Владимиру Путину, где попросил пресечь наносимый вред “Херсонесу” его нынешней администрацией. “Недопустимо движение тяжёлой техники по культурному слою и нераскопанной части городища, установка подстанций и прокладка коммуникаций, монтаж деревянных конструкций прямо на остатках археологических объектов, с последующей нагрузкой на них, — говорит Алексеенко. — Не говоря уже о недопустимости нового строительства (входная группа, здание кассы у башни Зенона, интерактивная бронзовая группа, мини-электроподстанции и другие объекты). Но учёных новая дирекция не слышит”. Фактически науку приносят в жертву культурно-массовым мероприятиям ради картинки и пиара в СМИ. И у текущей реконструкции будет, скорее всего, тот же исход. Новый директор Елена Морозова навряд ли пойдет по иному пути. Сотрудники “Херсонеса” уже изучили биографию начальницы — в декабре 2017 года издание “Бумага” опубликовало интервью (доступно в кэше), в котором Морозова заявляет о важнейшей задаче — развивать патриотизм, а также говорит об особой роли православия в становлении страны. И, возможно, вновь будет поднят вопрос о передаче объектов "Херсонеса" Русской православной церкви. В прошлом году Мельникова отбила эту попытку воцерковления не только православного, но и научного музея. По всей видимости, с приходом нового руководителя, не имеющей отношения к науке, фактически — экскурсовода и разработчика интерактивных выставок, внимание на археологию в Херсонесе все также не будет концентрироваться. Строить образ продолжат вокруг колыбели православия. Подобное происходило летом 2015 года, когда экс-губернатор Сергей Меняйло назначил на должность директора "Херсонеса" благочинного Сергия Халюту. Против этого назначения выступило научное сообщество — по мнению археологов и сотрудников музея, служитель церкви не может руководить научным учреждением. В итоге Халюта сложил полномочия. На это повлиял в том числе скандал с опять таки реконструкцией заповденика — строители уничтожили трассировку древнего городища ради укладки новой плитки.