«Лошадь. Гурченко. Бэтмэн»: молодые художники Севастополя устроили грандиозный потлач

«Лошадь. Гурченко. Бэтмэн»: молодые художники Севастополя устроили грандиозный потлач
«Лошадь. Гурченко. Бэтмэн»: молодые художники Севастополя устроили грандиозный потлач

11 молодых севастопольских художников в роли волхвов свою миссию перевыполнили — в самом начале открытия выставки они устроили грандиозный “потлач” и разыграли в лотерею пару десятков лотов, среди которых были оригиналы работ, календари и путеводитель “Открой Севастополь”, проиллюстрированный несколькими участниками “Моста”. Все эти маленькие сокровища разошлись по посетителям выставки абсолютно бесплатно. Трогательные “тихие” шедевры — живопись и графика среднего и малого форматов, “наивная” керамика — призваны подтолкнуть зрителя к восприятию чудесного в обыденном. Сюжеты незатейливы, универсальны — это натюрморты, пейзажи, некоторые произведения тяготеют к иллюстрациям. Особой рождественской линией проступает тема ангелов. Эти картины и картинки, хочется верить, найдут место в домах любителей искусства. Художник Владимир Новиков рассказал об идее выставки: “Мы живём в христианской культуре и празднуем новый 2019 год от Рождества Христова. Многое, что нас окружает, связано с монотеистической религией. Я считаю, что мы, художники, похожи на волхвов, прозревающих то, на что многие не обращают внимания, даже если оно ознаменовано висящей над головой звездой. И в этом наше призвание. Призвание указывать людям на то, что они должны видеть”. Кажется, получилось. Сентиментальность, лиричность работ была уместна и хорошо считывалась в небольшом пространстве, где была размещена экспозиция — в таких помещениях невозможно пропустить ни одного рисунка, в них лицом к лицу сталкиваются художники и посетители, что создает ощущение домашнего праздника, квартирника. Рисунки, живопись не мешают живому общению, а становятся удобным подспорьем для него. Возможно, это именно то, что зрители, как выразился Новиков, “должны видеть” в этой выставке. Такой формат уделывает в душевности “осовремененные” экспозиции больших галерей, где работы превращаются в холодные объекты для созерцания, и где зачастую не место интеллектуально неподготовленному зрителю. Из множества праздничных сюжетов выбивалась работа Руслана Микаилова, ранее выставленная в Художественном музее им. Крошицкого, “Лошадь. Гурченко. Бэтман”. По словам художника, она проникнута самоиронией: за образом Людмилы Гурченко кроется личность самого автора, неспособного достучаться до современного зрителя, чье внимание поглощено лентами соцсетей и трансляциями на ютубе. За карнавальными масками, отсылающими к массовой культуре, скрыты истинные лица тех, к кому обращен отчаянный месседж советской эстрадной дивы о том, что осталось пять минут до Нового года. Пожалуй, это единственная отсылка к постмодернистскому дискурсу, остальное на этой выставке говорит о вечных человеческих константах — уютном доме, цветущей природе, счастливых лицах близких и наступающих праздниках. С экспозицией можно будет ознакомиться до 24 января 2019 года. Выставка организована при поддержке Виртуального филиала Русского музея и пространства АзъБукАрт.